Техника гребли. часть 2.

 

В прошлый раз я немного рассказал, как в рафте правильно сидеть. Ну, и для того, чтобы окончательно перейти непосредственно к технике гребли, пара слов о длине весла для рафтинга (более подробно о вёслах и вообще о снаряжении я расскажу отдельно). Для человека среднего роста оптимальной длиной весла, на мой взгляд, можно считать 165 см. плюс минус пара сантиметров в зависимости от индивидуальных особенностей.  В качестве примера могу привести цифры в нашем экипаже: самый маленький – 173 см., самый высокий – 180 см. Мы использовали вёсла от 162 см. до 168 см.

Очень часто клиентам турфирм на сплавах предоставляют вёсла значительно меньшей длины. Причину этого я не знаю, но могу предположить два варианта. Первое – короткие вёсла дешевле и второе – по мнению организаторов сплавов, короткими вёслами легче грести. Возможно, это так и есть, и неподготовленному человеку проще приноровиться к короткому веслу, чем пытаться правильно грести длинным. Но в этом случае надо понимать, что, закрепившему неправильные движения хоть немного, потребуется значительно больше времени на исправление ошибок, если он в дальнейшем захочет грести технично. Конечно, это важно только тем, кто не собирается останавливаться на простых коммерческих покатушках, а захочет получить от рафтинга нечто большее.

Теперь о технике. Техника гребли на рафте – понятие далеко не однозначное. Нужно учитывать школу гребца, – каким образом и откуда он пришёл в рафтинг или, может быть, рафт это его главное спортивное судно. Возьмём для примера чешские команды по рафтингу. Их состав, как правило, целиком состоит из бывших и действующих спортсменов гребного слалома, причём спортсменов высочайшего – мирового – класса. Обладая хорошей слаломной техникой, они и в рафте применяют её же. Физическая подготовка у них тоже на очень высоком уровне. Тем не менее, чехи неоднократно проигрывали нашим командам, в составе которых не было сильных слаломистов.

Или вспоминается случай, когда на Чемпионате Мира в экипаже команды из ЮАР было четверо каноистов гладковиков. Заняли четвёртое место. Неплохо, конечно, но вывод всё-таки сделать можно.

К чему я это? Считается, что в рафте используется канойная техника. Но вот вопрос: "А какая именно?" Загвоздка в том, что техника канойной гребли на любых судах является производной техникой классического спортивного каноэ для гладкой гребли. Гоночное каноэ и техника гребли в нём развились до состояния близкого к идеальному, для достижения максимальной скорости на воде. Другие суда, вынуждены жертвовать скоростью в угоду качествам, определяющим их назначение. То, для чего эти суда используются, также в значительной степени влияет и на технику гребли в них. В результате, для каждого типа судов формируется своя присущая только им техника. В слаломном каноэ эволюция этой техники привела к тому, что вёсла укоротились, а движения рук и корпуса гребцов сильно изменились. Нечто подобное произошло и с рафтом. Самое интересное, что развитие техники гребли на рафте пошло, как бы, в обратную сторону. Сначала использовалась исключительно слаломная техника, но теперь она всё больше напоминает добрую старую «поворотную» технику гоночного каноэ, которая у самих гладковиков вроде бы уже совсем устарела. Именно о такой выстроенной для рафта технике гребли будет идти речь в следующий раз.

Итак, техника гребли в рафте. Пользу из прочтения каких-либо книжек по техники гребли можно извлечь, имея хотя бы небольшое, но достаточно осознанное представление о том, как именно производится гребок, какие мышцы задействованы в тот или иной период времени. То есть обучающийся уже должен обладать какой-то базовой техникой для того, чтобы попробовать самостоятельно доработать её. Здесь, как мне кажется, даже существует некоторое противоречие – чем лучше владеешь техникой, тем труднее её поменять. Однажды мы всем экипажем решали такую задачу – чуть подправить наш стиль гребли. Потратили на это  год, а получилось не всё.

Новичкам рафтинга, упражнения которых с веслом, никоим образом нельзя назвать техникой, но которые захотят её у себя в будущем ощутить, можно посоветовать обратиться к тренеру с просьбой, потренировать их с учётом написанного ниже. В отличие от ученика, тренеру нет необходимости самому уметь грести. Главное, чтобы тренер мог хорошо объяснять задачи и видеть ошибки.

Те, кто не захотят в себе ощущать никакой техники можно прочитать этот раздел из чистого любопытства, тем более что в конце будет дана парочка советов, так сказать, для одноразового применения, например, для сплава в коммерческом туре.

Некоторые, наверное, знают, что в гоночном каноэ существует два варианта техники гребли, которые называются «поворотная» и «маховая».

Принципиально они отличаются друг от друга тем, что в первом варианте максимально используется инерция вращения туловища гребца вокруг своей продольной оси. Во втором варианте используется инерция наклона туловища гребца во время заноса весла. Конечно же, не бывает того или иного варианта в чистом виде – в первом используются элементы второго и наоборот. Просто название определяется тем, какие элементы превалируют.

Какое-то время оба варианта существовали, что называется, на равных. Но постепенно маховая техника вытеснила поворотную. Это связано с теми особенностями, которые следуют из применения того или иного способа гребли. А именно: поворотный вариант позволяет развить более высокий темп гребли. Кроме того, лодка меньше раскачивается в продольном направлении, так называемая килевая качка.

С улучшением обводов гоночных каноэ, а также материалов, из которых они изготавливаются, стали проявлять себя всё в большей степени преимущества маховой техники – большее тяговое усилие на гребке. Лодка с хорошими обводами, сделанная из материалов с пониженным сопротивлением трения в воде, стала меньше замедляться во время заноса весла гребцом, и высокое тяговое усилие оказалось выгоднее высокого темпа гребли.

Всё это я рассказал для того, чтобы было понятно, почему именно устаревшая поворотная техника гребли должна быть взята за основу для гребли в рафте. Ведь рафт с точки зрения обводов едва ли не худший тип судна (хуже, наверное, только деревянный плот). Поэтому, набранная во время активной фазы гребка скорость, очень быстро гасится во время заноса весла и, единственное средство против этого – высокий темп гребли. Добавим к этому килевую качку, убийственную для быстрого движения рафта, и станет понятно – альтернативы поворотному варианту нет.

Этот пост, наверное, будет самым скучным для чтения. Он нужен, тем, кто захочет в деталях разобраться с тем, как же всё-таки гребут на этих рафтах. Мало того, что он скучный, он ещё и довольно длинный. Но ничего, постепенно мы приближаемся к темам, которые будут гораздо интереснее. По крайней мере, я на это сильно надеюсь.

facebook like