Весла в воду. часть 1.

 

Первые тренировки в рафте на воде. С чего начать, что делать и чего делать не стоит при первых выходах экипажа на воду – вопросы, на которые я постараюсь дать ответ.

 

Большинство, имея возможность выйти на воду на рафте, предпочтёт, наверное, бурную воду. Сплавиться по какому-нибудь порогу, получить удовольствие от борьбы со стихией, не это ли предназначение рафта. Но не будем торопиться. Если мы хотим действительно управлять ситуацией в пороге, а не участвовать в аттракционе – чайники в рафте, сначала поучимся ходить прямо по совершенно гладкой воде. Более того, для первых тренировок выбирем ещё и безветренные дни. Потом чуть-чуть освоим азы управления рафтом. Только после этого выйдем на несложную бурную воду. И то, для того, чтобы почувствовать в себе будущего рафтера: нет ли излишнего страха или дискомфорта, которые в дальнейшем могут стать помехой в тренировках, сплавах, соревнованиях. Если всё хорошо, вернёмся на гладкую воду. Тренировок на гладкой воде должно быть больше чем на бурной воде как минимум раз в десять. Только так экипаж может выучить и закрепить необходимые элементы управления рафтом.

 

Движение по прямой на гладкой воде.

 

 

Многие суда с отсутствующим рулевым управлением стремятся развернуться лагом (боком). Не избежал этого неприятного свойства и рафт. Во время движения рафт всё время пытается развернуться в какую-либо сторону, а экипаж своими управляющими действиями не позволяет это сделать, удерживая нужное направление. Таким образом, реальный курс судна осуществляет своеобразные колебания около идеального курса, и задача экипажа свести к минимуму эти колебания.

 

Поговорим о некоторых простейших управляющих действиях, которые выполняются только кормовыми гребцами. Для начала экипажу следует определиться с общим для всех видением правильного курса судна, чтобы не получалась ситуация, когда при движении на ориентир одному кажется, что надо идти правее, а другому – левее. Сделать это очень просто, если каждый гребец будет озвучивать тот ориентир, на который, как ему кажется, в данный момент движется рафт. Кормовым в этом отношении проще – они целиком видят свой баллон, осевая линия, которого и является курсовой, если рафт в данный момент идёт более или менее ровно. В качестве ориентира лучше выбирать максимально далёкий неподвижный и хорошо видимый объект.

 

Итак, управляющее движение второго номера, в результате которого корма рафта сдвигается в сторону верхней руки гребца, называется отруливание. Рафт при этом поворачивает в сторону нижней руки.

Существует два способа выполнения этого движения – с опорой весла на баллон и без опоры, что называется, руками. Оба способа необходимо освоить в полной мере, ибо они потребуются в дальнейшем для других задач.

Чтобы легче было выучить отруливание, лучше выполнять его с пропуском гребка, т.е. вместо очередного прямого гребка делать управляющее движение.

 

Отруливание руками.

В конце тяговой фазы гребка вместо заноса весла нужно сделать следующее. Верхняя рука переносится над баллоном в направлении по дуге назад. Одновременно корпус гребца разворачивается в сторону нижней руки. Прямая нижняя рука немного сдвигается назад. Кисть верхней руки должна развернуть лопасть весла параллельно баллону. Так чтобы оно, перемещаясь ребром вперёд в воде вместе с движением рафта, создавало минимальное сопротивление. Лопасть весла должна двигаться, не смещаясь в сторону от баллона и не прижиматься к нему потоком воды. Для чего кистью верхней руки нужно постоянно контролировать угол разворота лопасти.

 

Само отруливание производится движением верхней руки внутрь рафта с опорой на прямую нижнюю руку, используя вторую, как своего рода уключину.

  

Отруливание с опорой на баллон.

В отличие от предыдущего способа верхняя рука переносится над баллоном по дуге назад и опускается немного вниз. При этом вниз опускается и всё весло. Нижняя рука прижимает древко весла к баллону. Лопасть весла, кисть верхней руки работают так же, как при отруливании руками.

 

Само отруливание производится отклонением корпуса гребца внутрь рафта, передавая движение на лопасть весла через прямую верхнюю руку с опорой древка весла на баллон рафта.

 

Выполнять отруливающее движение можно только во время опорной фазы гребка остального экипажа. Если делать это в безопорный период, рафт будет не поворачивать и менять курс, а, вращаясь, продолжать движение в прежнем направлении и терять скорость.

facebook like