Весла в воду. часть 2.

 

Теперь подробнее о том, как действовать, чтобы курс рафта оставался максимально близок к идеальному.

 

Прежде всего, надо добиться синхронной гребли всех членов экипажа. Когда правые и левые гребут, используя разную технику гребли, либо когда начало гребка у них не совпадает по времени, или когда гребок одних длиннее гребка других, нос рафта совершает колебательные движения из стороны в сторону. Это сильно снижает скорость судна. Кроме того, такие колебательные движения создают кормовым дополнительные помехи в управлении, поскольку становится труднее определить, действительно ли рафт поворачивает в определённую сторону, или отклонение от курса является кратковременным – следствием различий в гребке левых и правых членов экипажа.

 

 

Если техника гребли в этом смысле влияет незначительно, то синхронность времени начала гребка и его продолжительности очень важна. Носовые гребцы должны смотреть друг на друга и следить за одновременным началом гребков. Средние смотрят на носовых, а кормовые на средних. Таким образом, лопасти всех должны входить в воду строго одновременно. Здесь очень многое зависит от первой пары – любая несогласованность приводит к потере скорости рафта. Очень важно предварительно договориться, кто на кого и когда смотрит и подстраивает свой гребок под гребок напарника. Например, на траверсах всегда подстраивается тот, кто выше по течению. Об этом я ещё буду говорить, когда речь пойдёт об элементах бурной воды или прохождении ворот.

Ошибки синхронности лучше всего видны с кормы и рулевые в этих случаях должны подсказывать экипажу, кто кого опережает или отстаёт.

 

Как я уже говорил, рафт во время движения всегда стремится развернуться в какую-либо сторону. Задача кормовых гребцов определить это как можно раньше. Увидев, что рафт поворачивает в сторону верхней руки, кормовой гребец должен сделать отруливание. Так, чтобы курс рафта выправился. Отруливать надо плавно, не прилагая максимальных усилий. Если отклонение от курса большое, лучше сделать два или несколько плавных отруливаний подряд, чем одно резкое. Закончить отруливание нужно раньше, чем будет достигнут правильный курс – рафт имеет большую инерцию вращения и довернёт самостоятельно. После отруливания гребец должен постараться погасить инерцию вращения, которую он задал рафту, чтобы судно не отклонилось от курса в другую сторону. Сделать это можно усиленными прямыми гребками или дуговыми гребками под корму (о них речь впереди). Можно сместить линию движения лопасти в воде дальше от баллона, это тоже усилит поворачивающее действие прямого гребка.

Если погасить инерцию гребками не удаётся или отклонение от курса было слишком большим, а отруливание, как следствие, сильным, в дело вступает второй рулевой и выполняет отруливание уже со своей стороны.

 

Несколько советов:

Сначала лучше научиться отруливать с опорой на баллон, пропуская гребок. Затем, когда этот приём будет освоен, постараться отруливать без пропуска гребков. Для этого нужно раньше закончить свой гребок и сделать короткое, но плавное отруливающее движение. Нужно успеть сделать его, когда остальные члены экипажа выполняют тяговую часть своего гребка.

По мере обучения экипажа рафт будет меньше отклоняться от прямой линии, и тогда можно применить для управления им отруливание руками. При больших углах отклонения  отруливание руками малоэффективно и требует больших физических усилий. Зато при малых углах этот способ более точен и меньше тормозит судно.

 

В идеале нужно стремиться к тому, чтобы отруливание на прямой гребле не применять совсем, а при самых небольших отклонениях от курса исправлять его усиленными прямыми гребками или дуговыми гребками под корму или смещением линии движения лопасти весла. К сожалению, на практике это возможно только на небольших скоростях. Чем выше скорость рафта, тем труднее исправить его курс гребками и легче отруливанием.

 

В завершение темы гребли по прямой на гладкой воде, несколько слов об одной очень грубой и самой распространённой ошибке, возникающей при отруливании. Часто рулевые не контролируют угол лопасти весла относительно баллона рафта. Подсознательно им кажется, что чем большее усилие создаётся на лопасти, тем эффективнее отруливание. В результате весло ставится перпендикулярно баллону. Набегающий поток создаёт значительное усилие на лопасть, но больше половины его тратится не на смещение кормы, а на торможение судна. На приведённой фотографии эта ошибка хорошо видна.

facebook like